«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А. А. Леонтьев
Документы РФ
• Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.)
• Государственная программа Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Развитие образования» (2018-2025 годы)
• Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
• Инновационный проект МП РФ «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности»
Модель формирования функциональной грамотности (ссылка)
Приказ об ответственном за реализацию модели ФГ (ссылка)
Анализ региональной стартовой работы 1 класс 2021-2022
Анализ региональной стартовой работы 1 класс 2022-2023
Приказ об утверждении графика проведения диагностических работ по ФГ 2024-2025 учебном году. (ссылка)
Банк заданий
Ссылки на ресурсы, на которых размещены задания, направленные на формирование и оценку функциональной грамотности.
ссылка: https://fg.resh.edu.ru/
ссылка: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
ссылка: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
ссылка: https://sdo.edu.orb.ru/index.php
Медиатека издательства «Просвещение» ссылка: https://media.prosv.ru/fg/
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по читательской грамотности
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
- ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
- СИПКРО
- Издательство «Просвещение»
- Банк тестов
- Московский центр качества образования
- Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
- Центр ГГТУ «Учитель будущего»
- Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы. Методическое пособие Издание СОИППК и ПРО
- Методическое пособие для детей и родителей Сбербанк
Методическая работа
2021-2022 учебный год
2 ноября в школе проведен теоретический семинар «Формирование функциональной грамотности обучающихся: теория и практика исследований». В результате семинара были рассмотрены вопросы:
- Понятие функциональной грамотности, ее виды.
- Утверждена модель функциональной грамотности школы.
- Формирование банка заданий ФГ.
25 ноября семинар для учителей естественно-научного цикла «Модель формирования функциональной грамотности на уроках естественно-научного цикла» — были рассмотрены вопросы формирования функциональной грамотности на примере уроков физики, практическая работа с банком заданий по ФГ на уроках естественнонаучного цикла.
14 декабря семинар для учителей гуманитарного и естественнонаучного цикла «Формирование читательской грамотности».
На семинаре был представлен опыт коллег Носыревой Н.С. «Формирование читательской грамотности на уроках английского языка» и Левша М.Н. представила анализ занятия по формированию читательской грамотности на примере работы с текстом на уроках русского языка.
28 декабря семинар «Проектные задачи, как средство формирования функциональной грамотности учащихся».
Результаты, проведенного анкетирования профессиональных затруднений педагогов при формировании функциональной грамотности обучающихся (ссылка)
Анализ диагностической работы по математике (ссылка)
Анализ диагностической работы по ЕНГ декабрь 2021 год (ссылка)
Анализ диагностической работы по читательской грамотности декабрь 2021 год (ссылка)
Анализ диагностической работы по ЕНГ апрель 2022 год (ссылка)
Анализ диагностической работы по читательской грамотности апрель 2022 год (ссылка)
2022-2023 учебный год
План мероприятий, направленный на формирование и оценку ФГ на 2022-2023 учебный год
Анализ «Формирование и оценка функциональной грамотности за 2022-2023 учебный год»
Справка по итогам реализации дорожной карты по функциональной грамотности в 2022-203 учебном году
Анализ комплексной диагностической работы по выявлению уровня сформированности ФГ обучающихся 7-го класса, 2022-2023 год.
Обобщение успешных практик педагогов.
На муниципальном уровне:
- Аксёнова О.С. выступление на районном МО учителей развивающего обучения, доклад по теме: «Творческое мышление и креативность» (день открытых дверей ДДТ «Креативное мышление в формировании ФГ детей и подростков»
- Левша М.Н. выступление на районном МО учителей гуманитарного цикла, доклад по теме «Формирование читательской грамотности при подготовке к ВПР»
- Шутова Н.Л. выступление на районном МО учителей начальных классов, доклад по теме: «Формирование функциональной грамотности средствами учебных предметов и внеурочной деятельности»
- Носырева Н.С., Аксёнова О.С.. Шутова Н.Л., районное МО учителей естественно-научного, гуманитарного и математического цикла «Профессиональный разговор» — конкурсная основа.
На школьном уровне:
- Заседание ШМО «Использование банка заданий по формированию функциональной грамотности. Из опыта работы».
- Методический семинар-практикум «Формирование функциональной грамотности как основное условие интеграции учащихся в современном мире» обобщение опыта работы педагогов по формированию ФГ на уроках и во внеурочное время
- Методический семинар-практикум «Использование электронного банка заданий для оценки ФГ»
2023-2024 учебный год
План мероприятий направленный на формирование и оценку ФГ на-2023-2024 учебный год
База данных по формированию ФГ 2023-2024
Педагогический тренинг — семинар «Эффективный наставник»
Семинар на тему: «Технология целеполагания современного урока»
ФГ учителя — основа формирования ФГ ученика.
2024-2025 учебный год.